Уважаемы педагоги! В рамках проектных семинаров предлагаем вам познакомиться с медиа материалами по вопросам эффективного использования лабораторного физического оборудования при подготовке исследовательских и творческих заданий учащихся по физике, разработке и проведению проектных творческих и интеллектуальных (олимпиадных) внеучебных мероприятий.
Поиски новых путей в преподавании школьного курса физики всегда были важной частью академической науки «Физика». Подготовка и проведение лабораторных практикумов, внеучебных мероприятий по физике, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые способы учебного исследования и в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность.
Лабораторный практикум - это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых школьники учатся собирать установки по схемам, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчеты и делать выводы. Сюда входит выполнение лабораторных работ, а также просмотр видеоматериалов.
На всех рабочих лабораторных установках, проводимых на уроке с использованием лабораторного или демонстрационного оборудования, уроках – практикумах, внеучебных мероприятиях по проведению исследований реализуется заповедь «учить школьника на настощем исследовании». Здесь детально рассматривается каждое положение, каждый тезис проходимого материала. Идет неоднократное «прокручивание» темы. На таких уроках или внеучебных мероприятиях работа проходит в основном самостоятельно по группам, некоторые школьники занимаются сугубо индивидуально.
Основная идея занятий с применением лабораторного оборудования научиться, то есть усвоить определенный круг знаний, разобраться в материале и возникших трудностях, проверить свои навыки по использованию простейшего оборудования в исследованиях. Эти уроки вырабатывают знания и одновременно трудовой стиль, чувство времени, уверенность, что все в твоих силах. В течение рабочих уроков или внеучебных мероприятий учитель физики является дирижером учебного или внеурочного творческого процесса, он находится внутри класса (группы), помогая ученикам в индивидуальном порядке.
Бурное развитие цифровых и электронных оптических методов хранения, передачи и обработки информации приводит к убеждению, что необходимо на уроках физики и внеучебных мероприятиях использовать компьютер, цифровые приборы учета и обработки информации по лабораторным и исследовательским работам и это позволит решить следующие задачи:
- формировать социально-гуманитарную и естественнонаучную картины мира;
- развивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;
- развивать творческое мышление путем использования динамичных, многомерных методов работы с информацией;
- разрабатывать новые интерактивные методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности в условиях цифровой лабораторно-исследовательской среды общеобразовательной школы.
Педагоги Центра детской и юношеской одаренности при ФГБОУ ВО ПНИПУ и МБОУ «Лицей №1» г. Перми учителя высшей категории Марина Витальевна Саввина и Инна Григорьевна Голдштейн подготовили с учащимися 8-11-х классов интерактивные модули практических работ по курсу школьной физики с использованием различного лабораторного оборудования.
С уважением, директор АДПО «НОТА», к.п.н., доцент И.Ю. Черникова